• Проблемы развития малого предпринимательства реферат

     

    Реферат: Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России Название: Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России Тип: реферат Добавлен 06:07:15 06 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 2979 Комментариев: 5 Оценило: 3 человек Средний балл: 3.3 Оценка: неизвестно     Скачать Список использованных источников 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.10.2002 №127-ФЗ. II Научно-методическая литература 3. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192с. 4. Государственная политика в области предпринимательства: зарубежный и отечественный опыт учеб. метод. комплекс / автор-сост. Б. В. Хохлов. – М.: АТиСО, 2006. – 15с. 5. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е. П. Губин. – М.: Юристъ, 2005. – 312с. 6. Гуськов С. В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / С. В. Гуськов. – М.: Дашков и К, 2007. – 274с. 7. Лапуста М. Г. Предпринимательство / М. Г. Лапуста и др. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 520с. 8. Малые предприятия. Организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 357с. 9. Пансков В. Г. Налоги и Налогообложение в Российской Федерации: учебник / В. Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2004. – 575с. 10. Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 735с. 11. Российский статистический ежегодник. 2007. – М.: Росстат, 2007. – 826с. 30 1 Сущность и роль предпринимательства в экономике 1.1 Зарождение и развитие предпринимательства История предпринимательст­ва начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к бо­гатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и ци­вилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собст­венниками средств производства, и сами трудились на своих фаб­риках или заводах. В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Ру­си - в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предприни­мателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наи­большее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I, когда по всей России создаются мануфакту­ры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии пред­принимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидо­вых, родоначальником которой был тульский кузнец. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось су­ществованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. С отменой крепостно­го права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал ино­странный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индуст­риальная база предпринимательства. В начале XX века предприни­мательство было уже массовым явлением в России. Предпринима­тель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным. В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались част­ные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и другие. К нача­лу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности — акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. На­чался процесс монополизации фирм. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Ок­тябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономиче­ских связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех част­ных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921-1926 годов). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началось его возрождение в России. С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий. Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 70-х годов прошлого столетия и до наших дней), выделяют пять характерных тенденций: 1 Рост платежеспособного спроса населения промышленно разви­тых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерий­ного производства. В этих условиях малое предприятие, соответствующим образом оснащенное, становится не менее конкуренто­способным, чем крупное производство. 2 Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные на основе новейших средств автоматизации и компьютеризации, уже не предъявляют жестких требований к раз­мерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия. 3 Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передо­вую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного раз­работчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гиб­кие, неформализованные структуры управления, наличие творче­ской атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие не­обходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. 4 Радикальное изменение государственного подхода к малому биз­несу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения по­ложения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие. 5 Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и другом. 1.2 Сущность предпринимательства Что же подразумевается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»? Эти понятия впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. По его мнению, пред­приниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источ­ником богатств Р. Кантильон считал землю и труд, которые и оп­ределяют действительную стоимость экономических благ. Позже известный французский экономист Ж. Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» (1803 года) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — зем­ли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, за его способность организовать производство и сбыт про­дукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считает он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Английские ученые-экономисты А. Смит и Д. Риккардо представляли экономику как само­регулирующийся механизм, в котором творческому предпринима­тельству не находилось места. В своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 года) Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Пред­приниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственнику за риск. Пред­приниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается ре­зультатами производственной деятельности. Д. Риккардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хо­зяйствования. Лишь на рубеже XIX—XX вв. началось осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл первым добавил к упомянутым трем класси­ческим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый — организацию. С этого времени понятие предпринимательства рас­ширяется, как и придаваемые ему функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил «триединую форму» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капи­тальные блага — средства производства и земля, деятельность пред­принимателя, труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Известный американский экономист австрийского происхожде­ния Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 году, трактует понятие «предпри­ниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономи­ческого роста. По-новому взглянул на эту проблему английский экономист Фридрих фон Хайек. По его мнению, сущность предпринимательст­ва — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществ­ляемая частными лицами, предприятиями или организациями по про­изводству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необ­ходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли. Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе соче­тания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство — это непосредственно деятельность, а не только способность зани­маться определенной деятельностью. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные ча­стные лица, так и объединения партнеров. Частные лица становятся субъектами предпринимательства обычно путем организации еди­ноличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использо­вать наемный труд. К важнейшим чертам предпринимательства, на мой взгляд, следует отнести: 1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъек­тов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; 2) экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибы­ли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; 3) хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются. Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. 1.3 Виды и формы предпринимательства Все многообразие предприниматель­ской деятельности может быть классифицировано по самым разным основаниям: по виду экономической деятельности; формам собственности; числу собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и так далее. Рассмотрим некоторые из этих классификаций. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финан­совую, консультативную и так далее (Таблица 1). Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе. Таблица1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года) из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 25,3 2,4 По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом, государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав соб­ственности в зависимости от нахождения имущества в частной, го­сударственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций). По числу собственников предпринимательская деятельность мо­жет быть индивидуальной и коллективной. Об индивидуальном предпринимательстве говорят тогда, когда собственность принад­лежит одному физическому лицу. Коллективному предприниматель­ству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (до­левая собственность) или без определения долей (совместная соб­ственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. Известны организационно-право­вые и организационно-экономические формы предпринимательства. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы. Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарище­ства создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуще­ством товарищества является возможность привлечения дополни­тельного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев по­зволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на осно­ве знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки этой организационно-правовой формы предпринимательской деятель­ности заключаются в том, что каждый участник несет равную ма­териальную ответственность независимо от размеров его вклада и действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Товарищества подразделяются на две группы: полные (товари­щества с неограниченной ответственностью) и коммандитные (то­варищества с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью. Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственно­стью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственность несут ответственность всем своим имуществом. Наиболее распространены акционерные общества (АО). Им пре­доставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимо­сти принадлежащих им акций. Предприятие, созданное группой лиц для совместной произ­водственной или иной хозяйственной деятельности, называется коо­перативным. В деятельности кооператива обязательно личное трудо­вое и иное участие его членов, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов. К основным организационно-экономическим формампредприни­мательства можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы. Концерн — это многоотраслевое АО, контролирующее предпри­ятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных ком­паний, нередко расположенных в других странах. Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения эко­номически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассо­циации, как правило, входят односпециализированные предпри­ятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения науч­но-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач. Консорциум представляет собой объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции, напри­мер осуществления значительных инвестиций в крупный промыш­ленный проект; при этом значительно уменьшается риск, возникаю­щий при крупных вложениях, поскольку ответственность делится на всех участников. В условиях научно-технической революции консор­циумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований. Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними. Картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в об­щем объеме производства и другом. Новой организационно-экономической формой предпринима­тельства стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представ­ляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала пред­приятий и организаций. 1.4 Функции предпринимательства В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выпол­няет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организатор­скую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свой­ственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обуслов­лена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская де­ятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую оче­редь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем пред­принимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной эко­номики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и другое), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличе­ния объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяй­ственных отношений общеэкономической функции. Важнейшей функцией предпринимательства является ресурс­ная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное ис­пользование как воспроизводимых, так и ограниченных ресур­сов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Пред­приниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет ис­пользовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным дохо­дом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищничес­кому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей дея­тельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государ­ства, устанавливающего формы ответственности предпринимате­лей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном исполь­зовании и в то же время может безжалостно относиться к обще­ственным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы. Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставлен­ных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уров­нем экономической свободы субъектов предпринимательской дея­тельности, условиями принятия управленческих решений. В процессе становления рыночной экономики предприниматель­ство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в воз­можности каждого дееспособного индивидуума быть собственни­ком дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в фор­мировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготе­ющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельно­сти, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наёмных работников, которые экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм. Чем эффективнее функционируют предпринимательские орга­низации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повы­шение уровня социального положения наемных работников. Важнейшей функцией предпринимательства является органи­заторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предприни­мательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в измене­нии стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «кол­лективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народ­ных предприятий. Следовательно, сущность предпринимательства наиболее ком­плексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предприни­мательству, но во многом зависят от самих субъектов предприни­мательской деятельности, от системы государственной поддерж­ки и регулирования предпринимательства. 1.5 Экономическая деятельность малого предприятия Малое предприятие функционирует во всех сферах и отрас­лях национального хозяйства, выполняя один или несколько ви­дов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуще­ствлено только на основании специального разрешения (лицен­зии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой про­дукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом. На предприятиях всех видов основным обобщающим показа­телем финансовых результатов является прибыль. Важный мо­мент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на произ­водимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения про­изводственного и социального развития предприятия, повыше­ния личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Дого­воры могут заключаться и с соответствующими государственны­ми органами. В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации,— по государственным ценам. Источниками формирования финансовых ресурсов предпри­ятия в зависимости от его организационно-правовой формы яв­ляются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полу­ченные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие откры­вает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отде­ления по месту регистрации предприятия обязаны открыть рас­четный счет по требованию предприятия. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в су­дебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятель­ности (банкротстве)» от 27 октября 2002 года. Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалют­ные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, за­рабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах. Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоя­тельно. Предприятие независимо от вида собственности и орга­низационно-правовой формы обеспечивает гарантированный за­коном минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. При этом оно может самостоя­тельно устанавливать для своих работников дополнительные от­пуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия (Таблица 2). Таблица2 - Численность работников по видам экономической деятельности в 2006 году Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) Средняя численность внешних совместителей Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера тыс. человек из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 311,4 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 51,8 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1162,0 здравоохранение и предоставление социальных услуг 100,3 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 218,7 17,3 7,6 Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Оно несет ответ­ственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Работники малого предприятия подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на услови­ях, установленных для рабочих и служащих государственных пред­приятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению работников в поряд­ке и размерах, установленных действующим законодательством. 2 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 2.1 Основные проблемы развития предпринимательства в России В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: 1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; 2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; 3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; 4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; 5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; 6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; 7) нестабильность экономической ситуации в стране; 8) недобросовестность крупного бизнеса; 9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%); 10) правовая неграмотность самих предпринимателей; 11) отсутствие явного развития производства; 12) высокая планка единого социального налога (26%); 13) недостаточность кадрового потенциала; 14) длительное оформление документации, особенно на землю. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России явля­ется кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить ма­лые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специаль­ные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют спе­циальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо труд­ном положении оказываются частные малые предприятия. Невоз­можность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями. Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и так далее. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры». 2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом произ­водства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием го­сударственной поддержки малых предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее за­висимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней госу­дарственной поддержке. В нашей стране существуют различные организационные формы под­держки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития иподдержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды раз­вития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, много­численные фонды поддержки малого предпринимательства оза­бочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям: 1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; 2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 3) установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и другое. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддерж­ки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гаран­тированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фир­мам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. До 90% заемно­го капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми государством гарантированными займами. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам. В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства: 1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства; 2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства; 3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства; 5) совершенствование информационной поддержки; 6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства; 7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям; 8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не тре­бующих значительных капитальных вложений — в торговле, об­щественном питании, строительстве гражданских объектов, мел­ком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечиваю­щих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институ­тов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования науч­ной сферы. Это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере. 2.3 Система налогообложения малого предпринимательства К моменту завершения формирования в 2002 году системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тысяч предприятий, попадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса попадало около 5 млн налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли «нулевые» балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах. При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая – на упрощенном порядке определения налоговой базы и введения отчетности, вторая – на оценки потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет. Первая форма налогообложения не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2002 года всего лишь около 50 тысяч организаций и чуть более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 году. При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых услуг и ряд других. Было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предприни­мателей путем установления вмененного дохода. Это решение имело целью увеличение на­логовых поступлений в бюджетную систему страны. Введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетнос­ти, а также налогового учета. Принципиальным отличием особого режима нало­гообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предпри­ятий является то, что база налогообложе­ния по каждому налогоплательщику и объекту обложе­ния определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, по­казателей деятельности отдельных категорий налогопла­тельщиков. В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщи­ков, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог на вмененный доход к моменту введе­ния его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных пред­принимателей. С введением и уплатой этого налога так­же возник ряд проблем. Во многих субъектах Федера­ции показатели базовой доходности, оказывающие вли­яние на величину налога, были установлены для орга­низации в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базо­вой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Есть необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогооб­ложения, которая учитывала бы особенности функцио­нирования этого сектора экономики. Указанная систе­ма должна строиться исходя из определенных критериев, важ­нейшие из которых следующие. Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в на­логообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и попятным не только, специалистам, но и любому предпринимателю, не име­ющему специального образования и подготовки. Во-вторых, налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций од­ним налогом максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Естественно, что идеальная система налогообложения малого бизнеса пред­полагает наличие всего одного налога, но построить такую систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных видов деятельности организаций. В-третьих, система бухгалтерского учета и отчет­ности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуще­ствлять необходимый налоговый контроль за формиро­ванием налоговой базы и полнотой уплаты соответству­ющих налогов. При этом ведение соответствующего учета и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид дея­тельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени ни у проверяемых, ни у проверяющих. В-четвертых, система налогообложения малого биз­неса должна решать проблему укрывательства получа­емых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сфе­рах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денеж­ного обращения. И наконец, в-пятых, система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Это можно дос­тигнуть лишь благодаря установлению для этих орга­низаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом ре­жиме. Принятые в середине 2002 года и вступившие в дей­ствие с 1 января 2003 года главы Налогового кодек­са нацелены именно на решение этих задач и реализа­цию государственной политики совершенствования си­стемы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упроще­ние процедур налогообложения и представления отчет­ности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства. Заключение На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития предпринимательства в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им. Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. Введение Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Предпринимательство – это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В виду того, что развитие предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны. Цель данной работы – изучить проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать экономическую деятельность малого предпринимательства в России; 2) обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях; 3) рассмотреть основу государственной поддержки малого предпринимательства . Содержание


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :