• Основные типы государства шпаргалка

     

    ⇐ Предыдущая 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующая ⇒ Типы государства Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства — это его классификация, пред­назначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Главным критерием первого подхода выступают социально-эконо­мические признаки (общественно-экономическая формация). В его ос­нове лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответ­ствующий ему тип надстройки (государство, право и т. п.). Именно ба­зис (тип производственных отношений) является, по мнению предста­вителей формационного подхода ( Маркса , Энгельса , Ленина  и других), решающим фактором общественного развития, который детерминиру­ет и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и пра­во. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следую­щие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство  есть орудие поддержания власти рабов­ладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и был превращен в говорящее орудие труда. Феодальное  государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Кресть­яне здесь находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное  государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство прохо­дит различные стадии развития: капиталистическое, монополистичес­кое , индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое  государство как государство высшего типа, по мне­нию представителей формационного подхода, есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства про­изводства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорс­кое государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по сво­ей природе — считается «полугосударством» или «государством не в соб­ственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового ком­мунистического общества. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мне­нию представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исто­рический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрог­раммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т. п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные при­знаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: Тойнби , Сорокин , Шпенглер , Вебер и другие. В ча­стности, по мнению одного из сторонников данной позиции А. Тойн­би, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отли­чающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивили­зации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мек­сиканскую, иранскую и т. п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государ­ствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосно­вывается идеей единства, целостности современного мира, приорите­том идеально-духовных факторов. А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга зам­кнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходит не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивили­зации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций высту­пает творческая элита, которая увлекает за собой «инертное большин­ство». Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поко­лений людей. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религи­озный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, полу­чается более «заземленная» (географически адресная) типология госу­дарств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в каче­стве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или неволь­но) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государ­ство — ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадаю­щими с критериями общества, как более широкого и объемного поня­тия. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная ти­пология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, вы­ступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духов­но-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и дол­жны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе. Форма государства Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти, т.е. организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики. Монархия в переводе с греческого означает единовластие. В современном понимании монархия это не только власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии до 1945 года император считался сыном богини солнца Аматер асу. Согласно ст.1 Конституции Японии 1946 года, император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Символом единства и постоянства государства называет короля ст.56 Конституции Испании 1978 года. Под монархом понимается носитель власти: король, царь, император, шах и т.п. В зависимости от полномочий монарха выделяют различные монархические формы правления. Абсолютная монархия  (в настоящее время - раритет. Оман, Саудовская Аравия имеют похожие черты) характерна для позднего периода средневековья и феодализма. Отличается тем, что в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, может сам непосредственно руководить административной деятельностью или назначать правительство, вершить высший суд. Никаких юридических ограничений его власти нет. Инструментом сдерживания и противовесами абсолютизму могут быть лишь моральные, религиозные, этические нормы. Дуалистическая  монархия - первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. При этой монархической форме правления наблюдается разделение властей на законодательную и исполнительную. Судебная власть принадлежит монарху. Тем не менее, хотя закон принимается парламентом, монарх имеет право абсолютного вето. Для абсолютной и дуалистической монархии типичен авторитарный режим правления. Парламентская монархия - форма правления, существующая в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного (феодального) строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австрия и др.). Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный режим. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он лишен права действовать самостоятельно. Главный отличительный признак парламентской монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть отправлено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ. Если народ поддерживает правительство, то в результате выборов в парламент образуется большинство из его сторонников. Если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим и правительство будет сменено. Все это и характеризует парламентаризм. Республика  (от лат. respublika — общественное дело) - такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть парламентарные либо президентские. В парламентарной республике (Италия, Австрия, Германия и др.) глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность. Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Только в случае нарушения закона парламент может смещать должностных лиц в правительстве. Президент не имеет права роспуска парламента, избирается населением. Эта форма правления впервые была установлена в США. Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей и отношения ветвей власти строятся на основе системы сдержек и противовесов. В некоторых странах (например, во Франции) имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты президентской и парламентарной республик. В отдельных латиноамериканских странах и некоторых других характерной моделью правления является суперпрезидентская республика, которой присуща гипертрофированная и по существу неограниченная президентская власть. Под формой государственного устройства понимают территориальную или территориально-национальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей состоит и каково их правовое положение, как взаимодействуют центральные органы власти с органами управления составных частей государства. Государства по форме своего устройства подразделяются на унитарные, федерации, конфедерации. Унитарное  государство (Япония, Франция, Эстония и др.) - простое, единое, слитое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.). В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший орган представительной и исполнительной власти и т. д., а также, за исключением отдельных случаев, преимущественное большинство одной нации. Федеративное государство (Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки и др.) - это сложное, союзное государство, сложившееся в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые называются членами (субъектами) федерации. Члены федерации (штаты, земли, автономные республики, государства) имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы высших органов власти — федеральные органы и соответствующие органы власти субъектов федерации, два вида правовых актов - федеральные и субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации. Конфедерация  (Швейцария до 1848 года, СНГ) - это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории, единого гражданства. Субъекты имеют право свободного выхода из конфедерации, могут отказаться признать или применять акты союзной власти. На добровольной основе определяются пределы ведения конфедерации, в которые могут входить вопросы, касающиеся внешней политики, войны и мира, формирования единой армии, финансирования общей деятельности. Интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом правотворческой деятельности конфедеративных органов. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных целей, не приводящих к образованию нового государства. Политический режим  (от лат. regimen - управление) — совокупность средств и методов осуществления власти. Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами, с помощью которых осуществляется государственная власть. Различают демократический и недемократические режимы, их различные типы и виды. Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т. д. В условиях антидемократического режима (авторитаризм, тоталитаризм) происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п. Для характеристики формы государства, его политического режима важное значение имеет понятие «демократия» (народовластие). Под ним понимается такое устройство государств, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением (народное собрание, парламент). Выборы органа народного представительства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права пои тайном голосовании. В демократическом государстве конституционные установления соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Следует различать понятия «непосредственная (прямая) демократия» и «представительная демократия». Первая означает прямое участие народа в решении государственных дел путем референдума — всенародного голосования по законопроекту или иным общезначимым вопросам, вторая - участие народа в управлении государством через систему представительных выборных органов власти. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. Демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. Таким образом, форма правления, форма государственного устройства и политический режим определяют сущность государства. Литература: 1) Правоведение: учебник. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с. 2) Правоведение: Учебник для неюридических вузов. /Под ред. И.Л. Хорольской. Калининград: Издательство КГТУ. – 2003. – 368 с.


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :