•  

    Описание решебника авторы: Кузнецова Н.Е., Титова И.М, Гара Н.Н.. ГДЗ содержит верные и подробные ответы с несколькими вариантами решения по Химии за 9 класс, автор издания: Кузнецова Н.Е., Титова И.М, Гара Н.Н.. С нами учебный процесс станет лучше!


    votre commentaire
  •  

    авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонський, Ю.М. Рабінович, М.С. Якір Степенные, логарифмические, показательные функции вызывают трудности даже у наиболее успешных учеников. Старшеклассникам без основной базы знаний особенно трудно приходится, поскольку необходимо уметь оперировать элементарными понятиями, чтобы разобраться со сложной терминологией и задачами повышенной сложности. Решебники по алгебре для 10 класса помогут вспомнить ранее пройденный материал, а также научиться работать с тригонометрическими функциями. Наглядные графики и таблицы облегчат процесс самоподготовки, помогут с такими разделами дисциплины, как комбинаторика и статистика.


    votre commentaire
  •  

    рабочая программа по литературе Все файлы публикации > основная литер 7кл литература по прог....doc Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чесноковка» Переволоцкого района, Оренбургской области 461272 с. Чесноковка, ул. Вишневая, 2, тел.23 – 6 ­ 10 «Рассмотрена» Протокол № ____от «___»_________2016г. «____»______________2016г. Приказ № ____ от «___»_________2016г. заседания МО учителей гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР Директор ___________ Р.Г.Бакирова Председатель МО________ Р.Ф.Исимбетова ________Н.А.Валуева по предмету «Литература» для 7 класса (базовый уровень) на основе следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: Рабочая программа разработана 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно ­ методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) 3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5­9 классы, 10­11 классы: под редакцией В.Я.Коровиной.­ 10 издание. ­ М «Просвещение», 2010г. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» 5.Учебный план МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Переволоцкого района, Оренбургской области на 2016­2017 учебный год. Главными целями изучения предмета являются: Изучение литературы направлено на достижение следующих целей: ­ воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви Цели обучения с учетом специфики учебного предмета и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; ­ развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; ­ освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­ литературных понятий; ­ овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи обучения предмету – формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; – развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; – овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; – овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); – использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Общая характеристика учебного предмета. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Это устремление зависит от степени эстетического, историко­культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно­эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5­9 класс и 10­11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5­6 класс, 7­8 класс и 9 класс. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко­литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко­литературной основе). В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: • Устное народное творчество. В процессе изучения литературы у обучающихся формируются ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая, учебно­познавательная, информационная. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО­ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно­духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Идейно­художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно­воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине). Роль литературы в формировании русского языка. Мировое значение русской литературы. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа. Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально­специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ  Художественная литература как искусство слова.  Художественный образ. l информационно­коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации групповые технологии; l деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой и их сочетания: дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Методы: Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения * методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; * методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; * методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; *степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. * используется метод проектов. Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки) Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Литературное » проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, проектов, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся. Основные виды устных и письменных работ, предусмотренных рабочей программой Устно: правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть; устный пересказ ­ подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная ); свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., Письменно: ­ на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы; письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение­миниатюра, сочинение фильм, создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, создание письменного рассказа­характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа ); свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе. ­ ­ урок­концерт; ­ урок внеклассного чтения и т.д. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения разных жанров, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, устное словесное рисование, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Виды и формы контроля Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля: Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос). Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини­сочинений). Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко­культурную темы, презентация проектов. Пересказ (подробный, сжатый, выборочный), Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов). Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего невозможно системное освоение основ наук. Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально­культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно­историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Обоснование выбора УМК, на основе которого ведется преподавание предмета Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5­6 классах. Место предмета «Литература» в учебном плане Программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе, рассчитан на 35 учебных недели, 2 урока в неделю. Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе в объеме 70 часов, в 6 классе – 70 часов, в 7 классе – 70 часов, в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 105 часов на этапе основного общего образования. Содержание тем учебного предмета «Литература». 7 класс. 7 класс Введение. Изображение человека как важнейшая идейно­нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество. Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки­ Ведьмы», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения). «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Из русской литературы 18 века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы 19 века. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие понятия). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей­ запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления о парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения). Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...» «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой­повествователь (развитие понятия). Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и обсуждения). Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. «Край ты мой, родимый край!». Из русской литературы 20 века. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Челкаш» «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет На дорогах войны. войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и других. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно­экологические проблемы, поднятые в рассказе. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический Из зарубежной литературы. характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одном­двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся). Пословицы и поговорки (на выбор). М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся). М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся). Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе). И. С. Тургенев. Русский язык. Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся). B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор). B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор). По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи). C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор). ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира. Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена. Из русской литературы XVIII века A. П. Сумароков. Эпиграмма. B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина. Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. Басни (на выбор). Из древнерусской литературы A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...». B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург. Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец. М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского. Н. А. Некрасов. Саша. Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...». А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...». А. Н. Майков. Гроза. Из русской литературы XX века И. А. Бунин. Лапти. B. Я. Брюсов. Нить Ариадны. А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...». C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор. А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын. A. Т. Аверченко. Вечером. Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида. B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке. В. М. Шукшин. Критики. А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка). Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...». Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. В. С. Высоцкий. Песня о друге. A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше. B. С. Розов. В добрый час! Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок. В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день Название раздела Характеристика основных видов деятельности ученика Тематическое планирование статьи учебника. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего и оценочного значения. Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение преданий, пословиц и поговорок, фрагментов эпоса народов мира. Устное рецензирование выразительного чтенияодноклассников, исполнения актѐров. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устная и письменная характеристика (в том числе сравнительная) героев героического эпоса народов мира. Нравственная оценка персонажей героического эпоса. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актѐров. Поиск в тексте незнакомых слов и' определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Характеристика по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и героя древнерусской литературы. Выявление тем, образов и приѐмов изображения человека в произведениях древнерусскойлитературы. Работа над коллективным Устные рассказы о поэтах на основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение поэзии XVIII века. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актѐров. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для русской поэзии XVIII века тем, образов и приѐмов изображения человека Устный рассказ о поэтах и писателях на основе самостоятельного поиска материалов о нѐм с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов (в том числе, наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актѐров. Различные виды пересказа. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составлениеплана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный и письменный анализ эпизода. Работа со словарѐм литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики. Устный рассказ о писателях на основе самостоятельного поиска материалов о нѐм с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов рассказов. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Обсуждение произведений книжной графики. Устные рассказы о поэтах и писателях, литературных жанрах на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение одноклассников, исполнения актѐров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление плана и стихотворений и фрагментов рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения письменная характеристика героев (в том числесравнительная). Нравственная оценка героев рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Подбор цитат на заданную тему. Работа со словарѐм литературоведческих терминов Итого Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX­ XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно ­ выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) ценностно­ориентированной сфере: приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) коммуникативной сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Учебно­методическое и материально­ техническое обеспечение образовательной деятельности Состав учебно­методического комплекта Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник­хрестоматия для 7 класса: В 2ч. ­ М.: Просвещение, 2011г.. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD­ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2014г. Список литературы для педагогов и учащихся ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5­9 классы. – 2­е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с. . 2. Литература. 7 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.­сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3­е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2016. – 237 с. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Изд­во:Москва»Просвещение»,2011г.Учебник: В 2 ч.: ил. 2. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия 1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ 1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2­е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик). Перечень технических средств обучения : Перечень цифровых информационных ресурсов Интернета: 1. Мифологическая энциклопедия. – Режим доступа : www.myfhology.ru 2. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru 3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и др. – Режим доступа : www.uroki.ru 4. Справочно­информационный интернет­портал «Русский язык». – Режим доступа : www.gramota.ru 5. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа : www.wikipedia.ru 6. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : www.krugosvet.ru 7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа : www.feb­web.ru 8. Электронные словари. – Режим доступа : www.slovari.ru 9. Энциклопедия «Рубрикон». – Режим доступа : www.rubrikon.ru 10. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор 11. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки 12. http://old­russian.chat.ru – Древнерусская литература 13. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы 14. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60­х годов Справочно­информационные и методические материалы: 1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы» 2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября») 3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса. В результате изучения литературы в 7 классе ученик должен знать/понимать ­ ­ писать произведения разных жанров на литературные темы; ­ давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении с мотивировкой своего отношения к героям и событиям анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; определять и объяснять роль изобразительно­ выразительных средств языка в контексте; сопоставлять двух героев в изучаемом произведении; выразительно читать произведения или их фрагменты (примерный темп чтения 120­130 слов в минуту); произведения; создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ ­ участия в диалоге или дискуссии; ­ самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; пользования справочным аппаратом хрестоматии и др. книг. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» Выпускник научится: • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­ художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); Выпускник получит возможность научится: • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; • формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; • понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней; • воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования. Приложение к рабочим программам: Положение о системе оценивания в предмете: Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно­тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение:  глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;  стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;  написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта. Отметка “4” ставится за сочинение:  достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;  логичное и последовательное изложение содержания;  написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две­три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх­четырёх речевых недочётов. Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;  материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;  обнаруживается владение основами письменной речи;  в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;  характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;  отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: Оценка устных ответов знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, Оценка творческих работ докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия тема; При оценке речевого оформления учитываются: разнообразие словарного и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается ссылок на них; правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1­2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2­х недочетов в содержании, не более 3­4 речевых недочетов, не более 2­х грамматических ошибок. Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4­х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу. Оценка дополнительных заданий При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: “5” – если все задания выполнены правильно; “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятиям отметки выставляются: “5” – нет ошибок; “4” – 1­2 ошибки; “3” – 3­4 ошибки; “2” – допущено до 7 ошибок. Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско­торговый дом «Русская Редакция», 2008. Критерии оценивания презентаций


    votre commentaire
  •  

    admin Слово о полку Игореве , Сочинения по литературе «Слово о полку Игореве» представляет собой поэму, в которой находят отражение поэтическое обобщение чувств, стремлений и чаяний русского народа, для которого злополучный поход Игоря, Новгород-Северского князя, был событием крайней важности, событием общегосударственного масштаба и значимости. Прочитав произведение, осмыслив его содержание, поступки персонажей, вдумавшись в размышления автора и поняв его позицию, так и напрашивается вывод, что ведущей идеей этого древнерусского литературного памятника является идея государственного единства земли русской. Своего рода призывом к прекращению внутренних междоусобиц являются поражение Игоревой дружины и последующее раскаяние самого князя Игоря, плач Ярославны и печальные думы Святослава. Все это направлено на убеждение русичей в том, что прекращение внутренних распри стало уже необходимостью. В этом поэт видит единственную возможность в прекращении ненужных кровопролитий и гибели бесчисленного множества людей, скорби и плача русских матерей и сестер. Автор «Слово о полку Игореве» стремится передать читателю свою уверенность в том, что против объединенной и ставшей тем самым могучей как никогда Русью не устоит никакой враг. Произведение является ярким примером того, что уже ко времени нашествия монголо-татарских полчищ русская литература обладала не только довольно большим литературным опытом и художественной зрелостью, но и являлось показателем высокого уровня ранней русской культуры. Многие писатели, поэты и композиторы черпали в «Слове о полку Игореве» свое вдохновение. В этом плане можно вспомнить « Тараса Бульбу » бессмертного Гоголя, стихотворение Блока «На поле Куликовом» или «Думы про Опанаса» Багрицкого. На основе сюжетов произведения композитором Бородиным была создана опера «Князь Игорь». В своих картинах такие именитые художники как Васнецов, Рерих, Серов и многие другие не раз обращались к образам поэмы. Кроме того, неоднократно делались удачные попытки, как со стороны писателей и поэтов XIXвека, так и со стороны нынешних, переводов и переложений «Слова…» на современный русский язык. Произведение было переведено почти на все языки народов бывшего уже СССР. Более того, пропагандируя идею мира и защиту созидательного труда от разрушительных сил войн, «Слово о полку Игореве» становится близким и дорогим всем людям мира. Похожие работы:


    votre commentaire
  •  

    Школа. Учитель. Роль учителя в жизни человека Человеческая память… Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе. Проблема, поднятая в тексте, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не напоминает о том, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: появляется новое, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет, в наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба. Позиция публициста такова: все в мире преходящее, и лишь только благодаря памяти мы имеем возможность знать свое прошлое и «не даем холодным ветрам вечности его погасить». Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нашим Отечеством, народом, обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей. Вспомним пьесу А. П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из ее героев, молодой лакей – хам, невежественный, но очень довольный собой, преклоняющийся перед всем иностранным, не желает общаться с родной матери… Яша – живое воплощение беспамятства, поэтому, как он сам, так и его жизнь никчемна, глупа, бессмысленна, в нем нет ничего нравственного, духовного. Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, одна из главных героинь, отважная, сильная по духу женщина. Она с любовью, бережливо относится к тому, что осталось у нее от прошлого – дом и родные могилы. Они для нее символы памяти. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя воспоминания. И пока жива эта память, не порвется нить, связывающая поколения. Сделать вывод по поставленной проблеме мне поможет цитата польского философа Тадеуша Котарбиньского: “Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Даша Сочинение с Форума Нужно скачать сочинение по теме » Память. Какова роль человеческой памяти?? Жми и сохраняй Не ленись - поделись с друзьями Новые публикации на проекте Что справедливости совсем они не знают, А правду тож они нередко наблюдают:... (Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего) I. “…Характер... Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки.... Статистика


    votre commentaire